Если мы обратимся к «Настольной книге церковно-священнослужителя» С.В. Булгакова, то обнаружим в ней следующее: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов. Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя… В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды освященной Церковию в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою значит требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своею жизнию и здоровьем» (с. 26-27).
Казалось бы, всё просто и ясно. Однако сегодня мы наблюдаем возрастающий интерес людей Церкви к шумным игралищам вокруг крещенской проруби….
…Аргументы их приверженцев носят более художественный характер, чем богословский («это красиво», «это сильно и здорово» и т.д.), что признают и сами сторонники таковых. В полемике с их апологетами автор наталкивался на объяснения, суть которых сводится к трем посылкам:…
… в реке Иордане Христос не купался – Он лишь крестился. А совершалось это действие никак не зимой и не в ледяной проруби. Поэтому аргумент «в воспоминание» выглядит здесь уж совсем странно. Господь Иисус Христос никогда не проявлял себя в качестве экстремала – к чему тогда привязывать все эти моржевые причуды к крещению Господа?
Ни апостолы, ни тем паче Господь никогда не призывали к тому, чтобы люди повторяли Его действия. «Делайте, как Я», «повторяйте за Мной», «действуйте по Моему примеру» — эти и подобные им выражения являются карикатурой на слова Спасителя. Да, апостол увещал: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16, 11:1), но подражание апостола заключалось в духовном следовании Господу, а не во внешних действиях. Внешнее можно лишь собезьяньичать, превратив тем самым воспоминание о крещении Господа в кощунственную пародию. Чему свидетелями все мы и являемся, наблюдая за происходящим в «Иордани».
Лишь однажды Богочеловек увещал нам нечто совершать в Его воспоминание. «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Моевоспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:23-25)…
..Все остальные попытки поступить «в воспоминание Христа» могут привести в лучшем случае к весьма странным действиям, в худшем – беззастенчивому кощунству…
…Теперь о практической стороне вопроса. Поскольку основная часть купающихся в крещенской проруби являются неподготовленными к «моржеванию», то экстраординарные действия их в ледяной воде зачастую приводят к различным заболеваниям, остающимся порой в хронической форме. Иногда эти болезни приводят к смертному исходу (фатальные случаи в прошлом году на Черкащине, ставшие весьма известными жителям области, побудили епархиального архиерея митрополита Софрония запретить на приходах «Иордань»).
Обратимся к Евангелию. «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее… Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли Он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?.. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:11,12,14). В свете этих слов крещенские потехи с допустимыми печальными следствиями выглядят как анти-Христовы развлечения: если Пастырь приходит, чтобы найти и спасти гибнущее, то антипастыри, напротив, готовы пренебречь тем гибнущим, ради которого Христос пришел в этот мир.
Среди «допустимых жертв» встречаются и дети, которых «благочестивые» родители без зазрения совести допускают, а иногда и насильно окунают в прорубь. Их не пугают возможные болезни, с которыми их чада могут столкнуться на всю жизнь – значит, в их сознании потеха того стоит.
Почему бы честно не признаться в том, что те зимние развлечения совершаются лишь ради развлечений? В том, что Господь с Его крещением не имеет никакого отношения к таковым? Или лучше шутками-прибаутками заглушить голос совести, пытающейся понудить к размышлению о происходящем?
Да, шалить проще, чем думать. Легче отшутиться, чем поразмыслить. Как говорится, каждому свое.
Протоиерей Виталий Эйсмонт,
«РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ»,