На официальном сайте «Познер онлайн» Владимиру Познеру был задан такой вопрос:
Вопрос мой касается запрета деятельности религиозной общины «Свидетелей Иеговы». Скажите, что вы думаете об этом запрете в связи с ее, якобы, экстремистской деятельностью? Не является ли данная формулировка «притянутой за уши» к этому религиозному течению? И кто, по-Вашему, стоит «ЗА» принятым решением?
Прошу меня простить, что из одного вопроса получилось три, но все они касаются одной темы. Заранее благодарю Вас за ответ. (Евгений Гладышев)
Ответ Владимира Познера: Я в принципе противник подобных запретов, и для меня ясно, что его инициатором скорее всего была РПЦ. Вместе с тем, религиозный фанатизм никогда не приводит к добру… Познер Владимир Владимирович, ещё в конце 90-х, уже говорил почему преследуются Свидетели Иеговы в России.
Владимир Познер, интервью
Владимир Познер, фото. |
Новости о Свидетелях Иеговы в России:
«В Москве процесс над местной общиной Свидетелей Иеговы длился около двух лет…
Когда я приехал туда, то застал прелюбопытную картину: переминаясь с ноги на ногу, стояли человек семьдесят, среди которых явное большинство составляли “братья и сестры”, то есть члены общины. Было несколько журналистов, представлявших информационные агентства России — Итар-ТАСС и Интерфакс, — плюс две телевизионные компании, Рейтер (Великобритания) и Си-Би-Эс (США). Ни одной российской теле- или радиокомпании не было. Равным образом не наблюдалось присутствия каких-либо российских газетных репортеров.
На самой пресс-конференции выступили: адвокат общины, два религиоведа, двое американских представителей Свидетелей Иеговы, двое российских представителей общины, депутат Госдумы Валерий Борщев и ваш покорный слуга.
Строго говоря, все выступавшие были лицами, прямо заинтересованными, кроме Борщева и меня.
Я — человек не религиозный. Скорее, атеист, ну, как минимум, агностик. Следовательно, мой приезд и стремление выступить не диктовались соображениями религиозного характера. Более того, я постоянно и публично вступаю в конфликт с церковью, главным образом, с русской православной, но не потому, что имею счеты именно с ней, а потому, что именно она в России главенствует и, на мой взгляд, делает все возможное, чтобы ограничить свободу действия всех прочих религий. В особенности, так называемых “нетрадиционных”. Именно она, РПЦ, явилась главным лоббистом закона о свободе совести, который на самом деле является антидемократическим и направлен на борьбу с другими верами.
Повторюсь: я не их сторонник; если бы шел процесс над РПЦ, я бы точно
так же выступил в ее защиту. Почему? Да по одной весьма простой и очевидной причине, о которой я уже имел честь писать в этом журнале: потому что я рассматриваю ущемление прав и свобод любого человека, любой группы людей, любой организации как ущемление моих личных прав, моей личной свободы.
Я не стану вновь ссылаться на пастора Мартина Нимолера — те из вас, кто регулярно читают этот журнал, помнят, я надеюсь, его знаменитые и глубоко меня взволновавшие слова. Пожалуй, вспомню своего любимого английского поэта елизаветинской эпохи, в молодости выпивоху, забияку и гуляку, а уж потом священника, доросшего до сана архиепископа Кантерберийского — Джона Донна, чьи слова Эрнест Хемингуэй взял в качестве названия и эпиграфа к своему роману “По ком звонит колокол”:
Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа и также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе.
Яснее, кажется, некуда.
Каждый из нас — часть общего, нас все касается, но… с каким же трудом мы усваиваем эту истину!
Я не помню точно, кому писал Вольтер, да и помню-то не наизусть, что он написал, но помню очень близко к тексту: я не согласен с вами, но готов умереть за ваше право выражать свое мнение.
Это все из той же оперы. Чуть-чуть о другом, хотя и о том же.
Степень разобщения людей — не только в нашей стране — огромна, и в ней, по моему убеждению, причина наших самых глубинных бед.
ремя от времени судьба дарует нам личностей, которых справедливо называют маяками, людей типа Донна, Вольтера, Нимолера. Мы же, надев темные очки эгоизма и безразличия, делаем вид, что света маяков не замечаем.
И тем самым создаем все предпосылки для того, чтобы самим стать жертвами собственной темноты…
Опубликовано в журнале: «Дружба Народов» 1999, №4 © 2001 Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал»
*** Владимир Познер, как-то в одной из своих статей, рассказывая об независимости Америке ее традициях, о ее правах и свободах, затронул тему почитания национального флага страны, отметив при этом, как 12 -ти летняя девочка, Свидетель Иеговы, защитила права и свободы человека:
«Вокруг «иглы Вашингтона» реют пятьдесят американских флагов, по одному от каждого штата, и, наверное, самое время сказать, что такие флаги реют по всей одноэтажной и небоскребной Америке: их не тысячи и тысячи, а скорее миллионы. К своему флагу американцы относятся необыкновенно трепетно: запрещено его пачкать, рвать, татуировать на теле, ронять на землю, вешать вверх тормашками, оскорблять словом или делом, сжигать, выбрасывать, резать на тряпки, его ночью надо обязательно освещать, или спускать с флагштока.
Фетишизм? Может быть. Но и несомненное проявление патриотизма. Американский патриотизм проявляется во множестве вещей, которые европейцу могут показаться странными и даже лишними. Например то, что перед началом каждого матча по бейсболу, хоккею, баскетболу и американскому футболу живьем исполняется гимн Соединенных Штатов: певец поет, все встают, мужчины прикладывают правую руку к сердцу, а когда звучат слова: «О, скажите, все ли еще реет этот звездно-полосатый стяг над землей свободных и отчизной отважных?», весь стадион взрывается аплодисментами.
Или то, что почти в каждой школе первый урок во всех классах начинается с того, что хором произносят клятву верности: «Я клянусь быть верным флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он олицетворяет, одной стране под Богом, неделимой, свободной для всех».
Довольно показательна история, связанная со словами «под Богом».
Они были введены во времена президента Эйзенхауэра, что вызвало протест у многих, которые сочли, что это нарушение Первой поправки к Конституции, в которой говорится о том, что Конгресс не может принять закон, утверждающий ту или иную религию.
Борьба шла долго и упорно. Но решающим оказался протест девочки из религиозной организации «Свидетелей Иеговы», которая в силу своих убеждений отказалась отдавать честь флагу и произносить слова «под Богом». Можете себе представить, какому давлению подвергалась не только она, не только ее родители, но и вся община. Но они не сдавались. Дело дошло до Верховного суда, который, сославшись на Первую поправку, постановил, что никто не может заставить американского гражданина так или иначе высказывать свою веру или отсутствие оной. И все. С тех пор разрешается не говорить слова «под Богом». А в суде имеете право клясться говорить «правду, всю правду и ничего, кроме правды», не положив руку на Библию.
Понимаете, право одного отдельно взятого человека исповедовать свою веру, право на защиту этого права, кто бы и с какими бы целями на него ни посягал.»
Источник: сайт Владимира Познера
Более подробная история девочки Свидетелей Иеговы была следующей:
6 октября 1935 года 12-летняя Лиллиан Гобайтас и ее 10-летний младший брат Уильям, оба Свидетели Иеговы, слушали радиопередачу. В ней обсуждались библейские заповеди, запрещающие идолопоклонство. После этого Лиллиан с братом приняли собственное решение больше не отдавать честь флагу и не произносить клятву верности, за что через несколько недель были исключены из школы. Их отец, Уолтер Гобайтас, защищая права своих детей, подал иск и выиграл дело в местных судах. Однако школьный совет, в свою очередь, подал апелляцию в Верховный суд.
Их дело было рассмотрено в Верховном суде, который постановил, что действия школы согласовывались с Конституцией, поскольку способствовали укреплению «национального единства». Это решение разожгло огонь преследований. Многие дети Свидетелей были исключены из школы, взрослые потеряли работу, и некоторые Свидетели подверглись жестоким нападкам толпы. В книге о религиозной свободе в США сказано, что «преследования Свидетелей с 1941 по 1943 год стали самым сильным всплеском религиозной нетерпимости в Америке XX века» (The Lustre of Our Country).
Спустя три года, 14 июня 1943 года, в День флага, Верховный суд США отменил постановление 1940 года по делу Гобайтас, приняв решение согласно которому детям Свидетелей Иеговы позволялось продолжить свое обучение в школе и не отдавать честь флагу произнося при этом клятву. Впервые в истории США Верховный суд так быстро изменил свою позицию.
После этого Свидетели Иеговы в Соединенных Штатах уже гораздо реже сталкивались с открытыми нападками. Все это поспособствовало тому, что в стране стали больше уважаться права всех граждан.
Это было для Вас новостью о Свидетелях Иеговы в России и Америке?
ПОНРАВИЛОСЬ? ДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ В СОЦ СЕТЯХ!
Читайте также: