На днях вспомнилась одна газетная статья из газеты «Московские новости» которую я читал в 2004г., о суде и преследованиях Свидетелей Иеговы в Головинском суде. Мне очень понравилось как автор статьи подчеркивает некоторые факты.
Как говорят адвокаты Свидетелей Иеговы тот процесс в Головинском суде в точности напоминает то что происходит сегодня в России по отношению к Свидетелям Иеговы, особенно в Таганроге. Найдите сходства! Сколько насчитаете?
Поэтому, решил добавить эту газетную статью в коллекцию с изменением некоторых некорректных формулировок (например, иеговисты и т.п) Напишите после, что вам в этой статье «Московских новостей» понравилось, или что не понравилось. Итак читаем «Московские новости» газета…
Осуждение Свидетелей. Религиозная деятельность «Свидетелей Иеговы» после разбирательства длиною в шесть лет запрещена московским судом. Стерто еще одно отличие между новой Россией и сталинским СССР.
В религиозной организации «Свидетели Иеговы» осуществляется «формирование идеалистических взглядов, отличных от принятых в нашем государстве и обществе». Как вы думаете, какой суд и когда вынес этот приговор? Советский, опирающийся на «единственно верное» учение?
Почти. Это 1998 год. Люберецкий суд Московской области лишает Свидетеля Иеговы — мать права на воспитание своего единственного ребенка. В тот самый момент, когда люберецкая судья скороговоркой определяла судьбу людей с непонятными ей «идеалистическими взглядами», на противоположном конце Москвы — в Головинском суде — начиналось слушание исторического дела о ликвидации Свидетелей Иеговы и запрете любой их «сектантской» деятельности на московской земле.
Еще цитата:
Это — первый антисектантский документ Третьего рейха (1933 г.), ненавидевшего Свидетелей Иеговы не меньше, чем евреев.
Формулировка не сильно отличается от искового требования прокурора САО, поступившего в Головинский суд 65 лет спустя.
Процесс шел долго и мучительно — почти шесть лет. Суд почтительно выслушивал «свидетельства» православных священников о том, что любое другое учение — ересь, разжигающая рознь и разрушающая государство. Эксперты с компьютерами высчитывали доли «светлой» и «темной» лексики в журналах Свидетелей Иеговы. Той и другой лексики, как назло, оказывалось поровну, и суд снова заходил в тупик.
Прокуратура иногда приводила в суд свидетелей — своих, не Иеговы. В основном это были пенсионерки, которые охотно рассказывали драматичные истории своей жизни. Многие из них были матерями-одиночками, работавшими всю жизнь на советскую власть, но получившими в результате грошовые пенсии. Подросшие дети — все, что осталось у них от прежней мечты, — начинали жить своей жизнью, зачем-то покидая родительский дом. В своем одиночестве бабушки винили неправильный религиозный выбор давно подросших детей. В ходе допросов выяснялось, что дети, которым уже по 30 лет, все же заботятся о родителях, помогают им. Но раньше-то они всегда были рядом. А теперь — работа, эти церковные собрания, да еще и «жену себе привел из Свидетелей Иеговы»!
Почти 10 страниц приговора Головинского суда заполнено однотипными рассказами свидетелей, в которых нет ни одного признака «разрушения семьи», «межрелигиозной розни», «доведения до самоубийства». В 2001 году суд признал, что пару лет работал вхолостую, и отклонил иррациональные домогательства прокуратуры. Свидетели Иеговы торжествовали победу — как оказалось, не окончательную:
ЧЕСТЬ В МУНДИРЕ
Зачинатели кампании против Свидетелей Иеговы к 2001 году изрядно выдохлись и растеряли сторонников. Гремевший в середине 90-х «Комитет по спасению молодежи от тоталитарных сект», похоже, исчез вообще. Пока шел процесс против Свидетелей, религиозный ландшафт России серьезно изменился. Новоявленные — а посему исполненные энтузиазма и опасности для РПЦ — общины «нетрадиционных конфессий» либо исчезли (как «АУМ Синрикё» и «Белое братство»), либо стали «респектабельными» и безопасными (как кришнаиты и мормоны). Эпоха религиозного бума закончилась при «позднем» Ельцине: большинство населения России «привыкло» к религии, численность общин стабилизировалась, а социальных предпосылок для религиозного радикализма (в том числе «нетрадиционного») почти не осталось.
…Однако прокуратура САО не смирилась со своим проигрышем: вопрос встал о защите чести мундира. И — на счастье — в этот момент и высшая государственная власть озаботилась упомянутой честью, начав строительство «вертикали» с опорой на силовиков.
И вот Мосгорсуд отменяет оправдательный приговор и направляет дело на новое рассмотрение в тот же Головинский суд, но другому судье — Вере Дубинской. Прокурор Татьяна Кондратьева в духе контртеррора формулирует свои претензии к Свидетелям. Они обвиняются в разжигании религиозной розни через распространение экстремистской литературы, в разрушении семьи через отказ от традиционного образа жизни, в вовлечении в общину малолетних и в навязывании своим адептам отказа от медицинской помощи, что может привести к их смерти.
Недальновидны, в общем, Свидетели: искусственно повышают смертность среди своих адептов…
Новый судья начинает вести дело с четко «обвинительным уклоном»: назначаются новые экспертизы силами сочувствующих православию экспертов, отклоняются практически все ходатайства защиты. Дошло до того, что почти перед самым вынесением приговора Дубинская отказалась выслушивать — в порядке знакомства с прецедентом — решение о реабилитации Свидетелей Иеговы в постнацистской Германии и решения Европейского суда по правам человека, защищавшего права Свидетелей.
Наконец, 26 марта выносится разгромный приговор: московская организация «Свидетелей Иеговы» подлежит ликвидации, ее деятельность — запрету. С религиозной организацией в РФ такое произошло всего второй раз: первый вердикт был вынесен «АУМ Синрикё» в 1994 году, вскоре после газовой атаки в токийском метро.
Руководитель российских Свидетелей Василий Калин констатирует: «Ничего не изменилось. Нас осудили за то же самое, за что осуждали при Гитлере и Сталине».
ИНДИКАТОР ТОТАЛИТАРИЗМА
Гонения на «Свидетелей Иеговы» считаются на Западе идеальным индикатором положения дел с правами человека и веротерпимостью. Отношение к Свидетелям Иеговы хорошо показывает градус тоталитарности обществ и государств. Социальные принципы Свидетелей очень жестко сталкивают их с идеологизированными режимами — и, напротив, позволяют им комфортно себя чувствовать в условиях развитой демократии.
Во-первых, Свидетели Иеговы никогда и ни под каким видом не участвуют в войнах, не служат в армии и не берут в руки оружие.
Во-вторых, Свидетели никому не присягают, не приносят клятв, не почитают государственных символов и не отмечают официальных праздников.
В-третьих, они отказываются от переливания крови, буквально понимая библейские фразы о том, что душа живет в крови. Лечение в общем-то частное дело, особенно в стране, которая отходит от бесплатной медицины. Российские законы допускают принудительное лечение только по решению суда. Особенно трудно поверить в искренность заботы прокуратуры о здоровье Свидетелей Иеговы в стране, где миллионы людей, желающих лечиться, лишены такой возможности.
…Представитель Госдепартамента США Ричард Баучер уже официально выразил беспокойство американских властей по поводу гонений на «Свидетелей» в России. Что стоит за этим беспокойством? Многотысячные списки Свидетелей Иеговы, в том числе младенцев, брошенных в сталинские лагеря и брежневские психушки. В их числе, кстати, был и Василий Калин: в 4-летнем возрасте он оказался в сибирской ссылке. И этих людей сейчас хотят напугать лишением статуса юридического лица?
ЧТО ПОЗВОЛЕНО ПРАВОСЛАВНЫМ…
В литературе Свидетелей Иеговы, особенно в знаменитом журнале «Сторожевая башня», много критикуется «историческое христианство» и даются прогнозы скорой смены «нынешней системы вещей». Более того — о, ужас! — в этой литературе утверждается, что только вера Свидетелей является «единственной истинной верой». Почитав эту критику и не согласившись с истинностью веры Свидетелей Иеговы, суд и признал, что они разжигают рознь. Суду показывали православный катехизис, в котором то же самое («единственная истинная») сказано про веру православных; показывали православные брошюры и журналы, в которых напечатано множество обличений (довольно резких) и против «западных еретиков» — католиков и протестантов, и против своих же соседей-старообрядцев.
Двое экспертов-религиоведов сообщили суду, что убежденность в исключительной истинности своей веры — непременный признак любой религии, где-то даже ее суть. Наконец, суду привели правовой аргумент: если утверждение своей религиозной исключительности и критика других вер есть разжигание розни, то почему тогда закон вообще разрешает существование религии?
Вот какой философско-юридический вопрос всемирно-исторического масштаба встал перед Головинским судом. Но его позиция осталась непробиваемой: то, что позволено православным, не позволено Свидетелям Иеговы.
* * *
Адвокаты московской организации «Свидетелей Иеговы» немедленно обжаловали решение Головинского суда в Московский городской суд. Мосгорсуд известен как один из самых политически ангажированных в России, поэтому его решение по этому делу покажет нынешнее направление конфессиональной политики российских властей. В любом случае дело получает международный резонанс.
У Свидетелей Иеговы появляется возможность заработать на Западе статус уважаемых политических беженцев; а России, вероятно, грозит новая поправка Джексона — Вэника. Во втором, исправленном и дополненном издании.
№12 за 2004 год (02.04.2004)
ИД «МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ»газета
Читайте также: